Конструирование персон является фундаментальным процессом в проектировании опыта взаимодействия (UX design) и основной частью уровня «Стратегии» («Элементы опыта взаимодействия» Джесс Гарретт). Они необходимы для понимания опыта целевой аудитории, их потребностей, проблем и целей.

Персонаж или персона?

Я предпочитаю считать персонажем некий собирательный образ, который состоит из кубиков:
– Роли (используются в user story)
– Архетипы (используются в user story)
– Персоны (используются в user scenario, user flow, use case)

Построение персонажа может происходить как линейно:
1. Определяем роли нашей пьесы (продукта)
2. Объединяем роли в архетипы
3. Объединяем архетипы в персоны

Так и совсем нелинейно:
1. Выделяем в структуре предприятия отделы, которые станут архетипами
2. Каждый отдел предприятия играет определенные роли
3. В каждом отделе предприятия за определенные роли отвечают люди (персоны)

Принцип формирования персонажей зависит от продукта и бизнес-целей.

Не создавайте персоны ради персон. Они должны давать ответы на вопросы и определять гипотезы по решению проблем, удовлетворения потребностей и достижения целей.

Одни из самых основных вопросов, на которые отвечают персоны:
– Какую проблему решают?
– Как они ее решали раньше?
– Как они ее решают сейчас?
– Как бы они хотели ее решать?

Если у нас уже есть готовый продукт:
– Как они решают проблему, используя наш продукт?

Эти ответы открывают нам ментальные модели персон.

Дополнительные общие вопросы, влияющие на опыт персон:
– Какой возраст?
– Где работал?
– Где работает сейчас?
– Жизненное кредо?
– Сколько зарабатывает за год/месяц?
– Семейное положение?
– Психологический портрет?

Могут быть и дополнительные профильные вопросы:
– Какие основные устройства использует, и для каких целей?
– Сколько времени в день уделяет разным рабочим процессам? (например, если профиль нашего продукта связан с продажами в интернете, то было б очень полезно знать, как часто и через какие каналы он взаимодействует с этим самым интернетом)

Профильные вопросы связаны исключительно с продуктом.

Откуда брать данные?

1. Системы сбора статистики.
Google Analytics имеет исчерпывающие инструменты по выуживанию самых разнообразных данных и фактах о пользователях. Кроме самих данных в вашем арсенале воронки целей, карты поведения, события и прочие методы организации данных в более осмысленные потоки.

2. Интервьюирование
Методов его проведения также больше одного. Например, вы можете создать небольшой опросник в Google Forms и попросить вашу аудиторию уделить пару минут. Попросить вы можете через разные каналы коммуникации: пост в социальных сетях, email рассылка, баннер на самом сайте. Целесообразнее использовать социальные сети, там на вас подписана наиболее лояльная и готова к общению аудитория.

Иногда гораздо полезнее и интереснее провести живое интервью можно с тем самым опросником только тут вы используете либо личные встречи, либо телефонный разговор.

Итог

Будет полезно еще раз повторить: не создавайте персоны ради персон. Если вы не видите в них пользы для вашего продукта значит они вам возможно и не нужны, это всего лишь один из методов понять ваших пользователей.

Тем не менее, основательно проработанные персоны дают правильные ответы.